Образование
6 сентября 2019 10:51   Просмотров: 218

От задумки к воплощению

Новый учебный год ознаменуется открытием научно-учебной лаборатории биотехнологии, генетики и физиологии растений на базе Бутурлинской школы

Научно-учебная лаборатория проектируется как структурное подразделение Бутурлинской школы. Лаборатория организуется не в рамках учебной программы, а в рамках дополнительного образования. Об этой инновации наш разговор с директором школы М.Г. Шашковой.

Марина Геннадьевна, почему в Бутурлинской школе и почему лаборатория именно такой направленности?

– Одним из приоритетов государственной политики в экономической сфере является развитие сельских территорий, повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, научное и кадровое обеспечение. Освоение населением передовых сельскохозяйственных технологий являются значимыми факторами перехода к инновационному типу экономики региона, обеспечивающими благосостояние и повышение качества жизни на селе.

Научно-учебная лаборатория биотехнологии, генетики и физиологии растений будет создана в одном из развитых сельскохозяйственных районов Нижегородской области, ведь в агропромышленный комплекс Бутурлинского района входят 16 сельхозпредприятий, 3 крестьянско-фермерских хозяйства, 1 птицефабрика. Общая площадь сельскохозяйственных угодий района составляет 78 323 га, в том числе – 56 981 га или 72,8 % пашни. В сельскохозяйственном производстве занято 27,6 % от общего числа занятых в экономике.

Какие еще цели преследует создание лаборатории?

– В первую очередь, возрождение школьной профориентации, которая является одной из приоритетных задач современной сельской школы. Значимость сельскохозяйственных профессий растет, потому важным является развитие мотивации, интереса школьников к освоению знаний и практических навыков в области сельского хозяйства, а именно генной инженерии и биотехнологии.

Материальное оснащение и функционал создаваемой лаборатории позволит эффективно осуществлять не только профориентационную, но и научно-учебную деятельность, знакомить обучающихся с основами современных биотехнологических и физиологических методов, осваивать передовую приборную базу.

Научную лабораторию трудно представить без практического базиса. Он у вас предусмотрен?

– Создаваемая на базе школы лаборатория встанет в центре взаимодействия школы с вузами и промышленными предприятиями, бизнес-структурами, компаниями-производителями. Она может осуществлять мониторинг кадровых запросов со стороны реального сектора экономики и формировать актуальные практические навыки учащихся.

Кто станет заниматься в лаборатории?

– В первую очередь, ребята, которые увлечены биологией, химией, экологией, то есть предметами естественно-научного цикла, те, кто планирует связать свое последующее образование и профессию со сферой деятельности, в основе которой лежат эти предметы. Это учащиеся 5-11 классов как Бутурлинской школы, так и других школ района, в которых нет доступа к современному оборудованию, но учащиеся проявляют интерес, склонности и способности и ориентированы в будущем на получение, например, агрономического образования.

А кто будет с ними заниматься?

– Конечно педагоги нашей школы, которые на сегодняшний момент прошли обучение в Москве в Сколкове, и Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А.Тимирязева.

Стать наставниками могут ученые, магистранты и аспиранты Нижегородской сельхозакадемии, студенты этого учебного заведения, проходящие практику, и конечно, работники ТНВ «Михеев и Компания», представляющей реальный сектор в сфере сельхозпроизводства.

Непосредственно в лаборатории будут работать три педагога и организатор-руководитель.

■ Такой увидят лабораторию хозяева школы и гости.

Каких результатов Вы ожидаете?

– Мы ожидаем развития интереса школьников к знаниям, связанным с генной инженерией и биотехнологией, к профессиям агропромышленной сферы региона. Немаловажным результатом станет формирование системы теоретических знаний, практических навыков и проектных умений, необходимых для успешного поступления в вузы. И конечно, увеличение доли учащихся, которые в дальнейшем запланируют получение специальностей агробиологической направленности.

Раскройте хотя бы некоторые пункты программы лаборатории.

– Программа лаборатории биотехнологии, генетики и физиологии растений предполагает теоретическое обучение, практические занятия и проектно-исследовательскую деятельность. Учащиеся в рамках занятий получат возможность овладеть современными универсальными компетенциями.

Вот только некоторые направления работы в лаборатории:

1) микроклональное размножение растений;

2) получение безвирусных растений;

3) получение биологически активных веществ растительного происхождения;

4) клеточный мутагенез и селекция;

5) генетическая трансформация на хромосомном и генном уровнях.

Лаборатория подобного уровня требует отдельных помещений, специального высокотехнологического оборудования. И на все на это нужны деньги.

– Да, это затратный проект. Мы получили грант на создание лаборатории: 6 миллионов рублей из федерального бюджета, 6 миллионов рублей из областного. А так как обязательным условием был вклад внебюджетных средств, то 2 миллиона 400 тысяч рублей дали наши спонсоры. Но все затраты будут оправданы. Для организации научно-учебной лаборатории предусмотрен лабораторный комплекс, площадью в 173 кв.м. (помещение, где раньше располагалась школьная столовая), позволяющее создать несколько функциональных зон, адаптационное помещение искусственного климата (тепличный комплекс), площадью 180 кв.м. Тепличный комплекс – это экспериментальная площадка с возможностью круглогодичного выполнения работ в контролируемых условиях после культивирования в лаборатории.

Также необходимо высокотехнологичное инновационное оборудование и высококачественные реактивы.

Кроме того, имеющие в школе химическая и биологическая лаборатории оснащены техническими средства обучения, демонстрационным оборудованием и приборами, лабораторно-технологическим оборудованием, наглядными пособиями, лабораторной посудой.

Марина Геннадьевна, спасибо за интересный рассказ и ждем приглашения на открытие лаборатории.

В тему

Научно-учебная лаборатория проектируется как структурное подразделение Бутурлинской школы. Лаборатория организуется не в рамках учебной программы, а в рамках дополнительного образования.

Создание лаборатории – это часть непрерывного агрообразования в рамках регионального сетевого проекта «Школа агробизнеса – вектор инновационного развития региона». В настоящее время школа является региональной инновационной площадкой для создания системы непрерывного агробизнес-образования, развития предпринимательских способностей школьников по профессиям агропромышленного комплекса, вовлечения в агробизнес молодых квалифицированных кадров и их закрепления на селе в Бутурлинском районе.

Ирина МАЛЬЦЕВА
БЖ № 36 (16522) от 6 сентября 2019

В ДАННОЙ РУБРИКЕ

Нижегородские школьники могут раскрыть свой творческий потенциал во Всероссийской акции «Юный искусствовед»

В середине декабря учащиеся 9 классов Бутурлинской школы им. В.И. Казакова и Базинской школы им. Н.В. Сутягина участвовали в региональном тренировочном мероприятии по английскому языку.

Репетировали английский

В начале декабря учащиеся одиннадцатого класса Бутурлинской средней школы им. В.И. Казакова написали итоговое сочинение. Стали известны его результаты.

Получили «зачёт»

Всем школам по советнику

Начался учебный год, и стало известно, в какие образовательные учреждения поступили выпускники девятых и одиннадцатых классов выпуска прошлого учебного года.

Выбрали вузы и колледжи

На прошлой неделе состоялась традиционная процедура – приёмка учебных и дошкольных образовательных организаций к новому учебному году. Она всегда проходит в начале августа, чтобы к 1 сентября были исправлены все замечания авторитетной приёмной комиссии.

К началу учебного года готовы

СУНЦ ННГУ – Университет начинается здесь!

СУНЦ – университет начинается здесь

В начало